Топ-10 заброшенных мест Петербурга
1. Заброшенное «Королевство мороженого» или кирпичный холодильник.
В Московском районе можно найти самое настоящее, пусть и забытое, «Королевство сладостей», которое представляет собой огромных размеров кирпичный холодильник. Глядя на это монументальное здание, построенное по проекту архитектора Александра Фёдоровича Голензовского в 1914 году, даже и не подумаешь, что это самый настоящий холодильник. Однако это так. Пред вами — многоэтажный холодильник «Петербургского хладкомбината № 1», а затем «Ленинградского Холодильного Комбината Главхладпрома». На его базе долгое время производили всевозможные сладости — вафли, халву, леденцы, лакомства из ягод, и, конечно же, знаменитый советский пломбир, сливочное, ореховое и фруктовое мороженое, слава о котором успела распространиться далеко за пределы страны.
В годы войны хладокомбинат серьезно пострадал: 8 сентября 1941 года на предприятие упали первые бомбы. Но даже несмотря на это, «Ленхладкомбинат № 1» не прекращал свою работу. Конечно, род деятельности несколько изменился: так, например, на предприятии был устроен цех по переработке и хранению овощей, фруктов и грибов от фермерских хозяйств Ленинградской области. Функции холодильника остались неизменным — здесь все так же хранились продукты. Правда, о мороженом речи уже и не шло. Производство сладкого лакомства на «Ленхладкомбинате» возобновилось в апреле 1944 года. Уже в июле фабрика начала производство мороженого по довоенным рецептам, а в 1946 году на конвейере появились первые сахарные рожки.
2. Заброшенный лагерь «Ласточка».
Подобные «Ласточки» в свое время были разбросаны по всей стране, и в них каждый сезон с удовольствием отдыхали тысячи детей. Сегодня многие из лагерей оказались заброшенными. Естественно, все они похожи своей архитектурой и не только. Однако у каждого лагеря были свои легенды и странные места, от которых кровь леденела не только у детей, но и даже у взрослых.
Итак, был (да и сегодня есть) здесь один корпус, куда не очень-то стремились попасть детишки. Виною тому было странное соседство. Неподалеку располагалась водокачка, под крышей которой во время войны соорудили виселицу и якобы по каким-то причинам лишили жизни безобидную девушку. И все бы ничего, и все бы забылось. Да дело в том, что неприкаянный дух навеки поселился в стенах водокачки. Может быть, это просто страшилка, но дети, которые приезжали в лагерь, замечали здесь странности — в полночь в окошке вдруг загорался свет, а если приглядеться, то можно было увидеть, как молоденькая девушка развешивает на веревке белье. Посему, как только темнело, дети старались как можно быстрее добраться до своей постели и укрыться от призрака. А те, кто по каким-то причинам припозднился, слышали странные голоса, раздающиеся с верхнего этажа водокачки.
Сегодня корпуса «Ласточки» пустуют, имущество арестовали за долги, а территорию вроде как даже продали под строительство коттеджного поселка. Так что можно предположить, что неугомонный призрак со старой водокачки еще не раз проверит на прочность нервишки новых обитателей.
3. Заброшенный пионерлагерь «Балтиец».
В советское время в начале 20-х годов большинство детей рабочих отправлялись отдыхать на просторы первых пионерских лагерей. Здесь можно было не просто отдохнуть, а набраться сил и знаний перед началом учебного года. Естественно, в дальнейшем лагеря начали вырастать, как грибы, чтобы каждый советский ребенок мог проявить себя в спорте, научиться быть взрослым и даже преуспеть в труде. Ведь иногда в программу включалась помощь жителям соседних поселений, включая сбор урожая, помощь по хозяйству и даже просветительская деятельность.
Уже в начале 80-х годов в стране насчитывалось около 40 000 загородных лагерей. Естественно, под Петербургом и на просторах Ленинградской области их было не мало. Однако с распадом СССР детским оздоровительным лагерям начали уделять крайне мало внимания, а некоторым даже срезали финансирование. Понятное дело, что многие из них, потеряв поддержку, начали потихоньку исчезать, но не в буквальном смысле, а превращаясь в частные турбазы и пансионаты. Другие же и вовсе оказались заброшены. Одним из таких можно назвать ДОЛ «Балтиец». Правда, продержался на плаву он достаточно долго и был закрыт лишь в 2005 году.
Хозяином лагеря являлся Балтийский завод. Дабы не держать огромную землю на балансе, лагерь продали неизвестной компании, которая намеревалась построить на его месте элитное жилье. Однако прошло уже около десяти лет, а впечатляющих домов до сих пор не видно: аллеи украшают потрепавшиеся скамейки, в обветшавшем бассейне давно нет воды и живут здесь, пожалуй, только птицы, пышное главное здание, украшенное колоннами, как и обычные корпуса, потихоньку рассыпается, а по комнатам гуляет ветер. Невзирая на то, что лагерь заброшен, попасть на его территорию не получится. За просторами приглядывает охрана.
4. Заброшенный элеватор кооператива SOK.
Близ Светогорска можно найти монументальное строение — настоящий памятник промышленного строительства, сочетающий в себе нотки классической архитектуры с особенностями функционализма. Речь идет об элеваторе кооператива SOK, построенном в довоенное время, пережившем нелегкие дни, а ныне и вовсе заброшенном.
Достоверно известно лишь то, что построили это здание в конце 30-х годов наряду со складами кооперативной группы ОТК, которая по сей день является одним из крупнейших конгломератов в Финляндии. Можно предположить, что мельница SOK также как и соседские здания — плод коллаборации архитекторов Георга Брюнольфа Йегерруса и Аарне Сарвела.
Здание пережило войну и отделалось малой кровью. Аккурат после сменило хозяев и благодаря этой большой базе был организован Выборгский комбинат хлебопродуктов. Здесь вовсю кипела работа. Производили все: от пшеничной муки и хлебобулочных изделий до комбикорма для рогатого скота и свиней. Однако на пороге нулевых мельница оказалось покинутой. По словам местных жителей, статус заброшенной она обрела в 1999 году. При том, что сам Выборгский комбинат хлебопродуктов проработал чуть дольше. Предполагается, что его окончательно добил кризис 2008 года.
5. Заброшенный приют Красного креста.
Историческое назначение большинства построек конца XIX века в Петербурге давным-давно позабыто: там, где когда-то была аптека, сейчас бытует туристическая фирма; старинный церковный приход в советское время переоборудовали под кинотеатр - вариантов тьма. Но самое печальное в этом - то, что большинство таких зданий оказалось заброшенным. Приблизительно та же участь постигла и старинный приют Красного креста.
Буквально в десяти минутах ходьбы от набережной реки Карповки, рядом с жилыми домами и оживленными улицами большого города, затерялось простенькое, но достаточно громоздкое здание, построенное в 1880-ых годах по проекту архитектора Алексея Васильевича Малова (к слову, большинство домов на Петроградской стороне - его работа).
Под крышей дома обустроили детский приют, покровительством которого занималось младшая дочь императора Александра III - княгиня Ольга Александровна, а председательницей была Софья Ильинична Ермакова. На воспитание сюда попадали дети погибших офицеров, но жили здесь и офицерские вдовы, чьи мужья пали на поле брани в Русско-Турецкой войне. Позднее приют стал частью системы Российского общества Красного Креста. Все так же его коридоры наполняли звонкие детские голоса. В 1900-ых приют здесь нашли около 70 детей в возрасте от 3 до 10 лет. С того момента существовать приюту осталось не так уж и долго: в 1919 году приют и близлежащую церковь закрыли и в качестве общественного места призрения более никогда не использовали. Естественно, здание обрело других хозяев, но на этот раз его история была связана с педагогической работой совсем другого характера: здесь рассказывали об экологических катастрофах, мерах безопасности в экстремальных ситуациях и многом-многом другом. Позднее, как и большинство мест, сменивших историческое назначение, дом обрел забвение, но надолго ли?..
6. Особняк Брусницыных.
Это казалось бы неприметное здание в промышленной зоне Васильевского острова хранит множество секретов и тайн былых времен. Именно здесь по многочисленным преданиям и легендам спрятано мистическое зеркало графа Дракулы. Обшарпанные стены, сохранившиеся лепные узоры, камины и огромные подвесные люстры и по сей день отражают все былое величие старинного особняка.
Этот дом — один из адресов, который в скором времени Санкт-Петербург может потерять навсегда, поэтому просто необходимо успеть с ним ознакомиться.
7. «Готический» дом.
При Воронцовской даче в середине XIX века был возведен весьма необычный дом, привлекающий внимание горожан своей нетипичной для того времени архитектурой. Прозвали его «Готический». Сегодня это не просто памятник архитектуры, но и одно из по-настоящему пугающих и мистических мест города на Неве. Первоначально усадьба состояла из большого каменного господского дома, грота, флигеля, кухонного и конюшенного корпусов, скотного двора и небольшой оранжереи. «Готический» дом появился значительно позднее - в середине XIX века, когда часть Новознаменки отошла к сенатору П. В. Мятлеву. В конце XIX века в корпусах Воронцовской дачи разместилась больница для душевнобольных. Естественно, это привело к огромным изменениям как во внешнем облике зданий, так и во внутренней отделке. Сегодня дом заброшен, но только людьми. Дом номер 13 по улице Чекистов окружен пеленой таинственности и обрел плохую репутацию среди рядовых горожан. «Готический» дом стал не просто памятником архитектуры, а скорее аттракционом для любителей пощекотать нервишки. Нечто потустороннее уже давно поселилось в этом доме и готово покрасоваться перед непрошеными гостями, будто бы напоминая, что здесь им вовсе не рады. Поговаривают, что любопытные петербуржцы, встречаются здесь с неизведанным, а некоторые на полном серьезе утверждают, что видели призрака или ощущали чье-то присутствие. В общем, это не самое подходящее место для романтической прогулки. Ведь даже некоторые ученые подтверждают, что этот дом населяет целая толпа мстительных духов.
8. Красный треугольник.
Буквально в десяти минутах от станции метро Балтийская расположилась огромная территория заброшенного завода «Красный треугольник». Завод, здания которого возвели на набережной Обводного канала, был основан в 1860 году российско-американской мануфактурой. В его стенах изготавливали разнообразные резиновые изделия. Основной продукцией являлись галоши, которые носили не только в России, но и в Европе. В начале 2000-х годов производство ликвидировали, а завод закрыли. Сегодня на территории «Красного треугольника» работает несколько кафе и ресторанов, заводские помещения арендуют под офисы. Казалось бы, завод обитаем, но здесь до сих пор можно найти несколько заброшенных корпусов, большая часть которых построена в начале XX века. Если говорить о настоящем андеграунде, то это место просто не обойти стороной. Здесь рождалась и по сей день рождается музыка неимоверного количества петербургских групп, знакомых многим поклонникам андеграунд-сцены. Тяжелые и не очень рифы в сопровождении трели барабанных пассажей раздаются здесь из окон практически каждого здания. Появления точек на Треугольнике можно датировать нулевыми, и если вам покажется, что это не легендарное место, то напрасно. Ведь по всей России репетиционные базы начали появляться только в 1998 году. Так что вполне можно заявить, что заброшенный завод приютил питерский андеграунд одним из первых. Сегодня подсчитать число точек, расположившихся здесь почти повсеместно, достаточно сложно - счет идет на сотни. А уж число музыкантов, еженедельно репетирующих на базах, и вовсе не счесть.
9. Недостроенный корпус завода ЛОМО.
И даже если название "Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина" вам ни о чем не говорит, звонкая аббревиатура ЛОМО знакома если не всем, то хотя бы многим из-за фотокамер далекого советского прошлого. Хотя и сегодня подобная техника пользуется колоссальным спросом. Ведь если бы не было ЛОМО и теплой ламповой "Смены", мир бы, наверное, никогда не узнал о таком популярном явлении, как "ломография". Но все же не будем отвлекаться от нашей индустриальной тематики: как и у каждого крупного предприятия у Ленинградского оптико-механического объединения был далеко не один завод, разделенный на множество корпусов. Естественно, со временем многие оказались в забвении, а некоторые корпуса так и возвышаются над пустырями, превратившись в металлические скелеты. Один из таких долгостроев украшает промзону на Полюстровском проспекте. Кроме металлического каркаса и бетонных перегородок, здесь ровным счетом нет ничего.
10. Убежище Петродворцового часового завода.
Близ Санкт-Петербургского проспекта в Петергофе можно заметить искусственный холм, на котором примостилась неказистая кирпичная конструкция, чем-то напоминающая небольшую сторожку с окнами и деревянной дверью. Чуть позади, виднеется башенка, окольцованная закрытыми решетками воздухозаборниками. Вся эта композиция - наружная часть убежища Петродворцового завода, производителя легендарных часов «Ракета». От каких напастей пытались обезопасить сотрудников завода, выяснить мы так и не смогли. Одно известно точно: сейчас убежище полностью заброшено и практически не охраняется. Видимо, необходимость в нем полностью улетучилась. Любители пост-апокалиптических интерьеров будут просто в восторге, посетив этот объект. Ведь здесь все будто бы так и застыло в ожидании людей, старающихся укрыться от неведомых неприятностей. Повсюду - противогазы и военные каски, разнообразные механизмы, руководства по гражданской обороне, тишина, плесень и полная разруха. Ну а к весне букет дополняет прибывающая вода. Она накрывает практически все, находиться здесь без гидрокостюма просто невозможно.